Рассказываю про единственную в России художественную косторезную фабрику
Рассказываю про единственную в России художественную косторезную фабрику
22 апреля Читать 18 мин

Рассказываю про единственную в России художественную косторезную фабрику

Рассказываю про единственную в России художественную косторезную фабрику

В Сибири не только плавали акулы и скаты, но и – правда, чуть позже – обитали «шерстяные» гиганты: мамонты, носороги, бизоны. Сегодня все они застыли в вечности – в резных скульптурах и крупных композициях, созданных из останков себе подобных.

Я побывала на единственной в стране фабрике художественных косторезных изделий и узнала, как создавались шедевры с помощью топора и рубанка, а также за что тобольским мастерам рукоплескали в Париже и Брюсселе.

Тобольской фабрике уже полтора века: первая официальная мастерская была создана здесь землемером Иваном Овешковым еще в 1874 году. Именно в это время у местных мастеров появился собственный стиль: детально проработанная круглая скульптура, в которой преобладает северная тематика. Кстати, он не изменился и по сей день.

Чего нельзя сказать об инструментах. Они-то как раз шагнули очень далеко вперед. Сегодня это кажется невозможным, но тончайшие изделия дореволюционные умельцы изготавливали с помощью лучковых пил, рубанка, топора и стамески.

Например, композицию «Паучок на листочке» (смотрите фото) Никандр Пальянов создал как раз с помощью всего этого. Сегодня в ход идут бормашины и рукава со всевозможными фрезами, а также пилочки, шлифовальные машины и много всего еще. Но, как и 147 лет назад, все делается вручную.

Изготавливают здесь сувениры в основном из трех материалов: бивня мамонта, рога лося и цевки (кости крупного рогатого скота). Начиналось все, конечно, с бивня. Говорят, что в 1900-е годы на местном базаре можно было купить груду останков животных ледникового периода. Кстати, их и сейчас находят в наших краях. Например, прошлым летом я отыскала несколько костей ленской лошади и получила в подарок фрагмент челюсти шерстистого носорога.

Как рассказал мастер, приятнее всего работать с бивнем мамонта и зубом кашалота (сейчас, правда, его не добывают, поскольку кашалоты занесены в Красную книгу России; мастера используют то, что было добыто до 1980 года). Этот материал мягкий – позволяет делать детальную проработку. А вот рог лося пористый, поэтому на нем трудно вырезать очень мелкие элементы. Самым доступным материалом является коровья цевка, но она очень твердая, так что над такой фигуркой придется здорово попотеть. Кроме того, в сувенирах есть включения из коровьего рога, цевки (кости) мамонта, рога косули и северного оленя.

После того, как мастер получает заказ, он делает рисунок на бумаге, затем создает слепок из скульптурного пластилина, забирает в цеху у распиловщика заготовку из нужного материала. После этого умелец сам отпиливает все, что нужно, по контуру, обрабатывает изделие на наждаке. И вот тогда на своем рабочем месте уже делает детальную проработку сувенира, отдает все элементы в полировочный цех, добавляет мельчайшую гравировку, а когда все готово, склеивает в одну композицию. Сейчас для этого применяют ПВА, а раньше мастера варили специальный осетровый клей.

Сегодня на фабрике работают в основном женщины. Всего сотрудников около 35 человек. Удивительно, но чтобы попасть сюда, необязательно иметь диплом художественной школы. Можно сдать экзамены по рисунку и лепке прямо на фабрике, и если экзаменатор (опытный мастер) оценит высоко, то поступить учеником.

В течение полугода соискатель будет находиться под патронажем специалиста высшего класса и создавать свои первые работы. По истечении стажировки эти изделия оценят на художественном совете и либо зачислят новобранца начинающим мастером, либо с ним простятся.

Как оказалось, мастера здесь делятся на копировщиков и творческих (как правило, это специалисты высшего – пятого – разряда). Первые создают копии по эталонному образцу, вторые придумывают абсолютно все сами.

Кроме производственных цехов на фабрике есть музей и сувенирная лавка. В музее можно проследить всю историю предприятия примерно от 1900 года и до наших дней. Несмотря на то, что в России целых четыре центра косторезного промысла – Холмогоры, Тобольск, Чукотка, Якутск, – только здесь есть своя школа, стилистика и собственный фонд образцов, начиная с 1930-х годов.

Гордостью музея является золотая медаль Международной выставки в Брюсселе 1958 года. Это единственная медаль, которая находится здесь, остальные – в семьях мастеров. Между тем тобольские художники привозили много наград с подобных мероприятий, в том числе золотую медаль в 1900-м и серебряные медали в 1937-м с Международной выставки в Париже.